Инклюзивное образование
Нормативные акты
Локальные акты
Описание практики инклюзивного образования
Презентация работ по инклюзивному образованию
Модель инклюзивного образования
Служба психолого-педагогического сопровождения
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическоелицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей психолого-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус ОВЗ в дошкольном возрасте дает:
- Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в условиях образовательной организации;
- Правона особый подход со стороны воспитателей и узких специалистов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
- Кдетям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;
- Правона выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;
- Право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В детском саду создаются специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ № 29 двухэтажное кирпичное здание, введенное в эксплуатацию в 2015 году. Центральный вход оснащен нескользящим покрытием, пандусом, перилами, имеется лифт, санузел для людей с ОВЗ оснащен кнопкой вызова, оформлена система навигации для инвалидов по зрению.
Учреждение подключено к сети Интернет, сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих. Имеются компьютера в кабинетах специалистов сопровождения. В учреждении имеется «тревожная кнопка», система пожарной сигнализации, дымовые вещатели.
Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ:
Создание отдельного меню не практикуется. МБДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание (второй завтрак – фрукты, сок) в соответствии с примерным 20-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ
Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется старшей медицинской сестрой. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Реализуемые образовательные программы |
АООП для детей с ТНР - 1 программа АООП для детей с ЗПР – 1 программа АОП 80 программ, из них: АОП для детей с ЗПР – 20 программ АОП для детей с ТНР - 57 программ АОП для детей с нарушением интеллекта – 2 программы АОП для детей с НОДА – 1 программа В ДОУ зачислено 146 детей с ОВЗ, 6 дети-инвалиды |
Наличие доступной среды |
В ДОУ оборудованы: - сенсорная комната: в сенсорной комнате расположены световой стол с песком, сухой бассейн, подвесной гамак, мягкие игрушки и подушки в том числе антистрессовые, фактурная стена с изображением объёмного слона, мультимедийное оборудование, световое оборудование, магнитная доска с набором геометрических фигур и обозначениями эмоций, ящик с различными пуговицами, наборы дидактических игрушек и игр; - комната песочной терапии: песочницы с кинетическим и кварцевым песком, кадушки с крупами, наборы разноцветных камней, мелких игрушек, формочек; - оснащены кабинеты специалистов сопровождения: детский компьютер с развивающими играми, балансировочная доска, подвесной теннисный мяч, балансировочная палка, мешочки с крупами, мячи различных диаметров, фитбол, шатер из плотной ткани с мягкими подушками, игрушки – антистрессы и световое оборудование, ковер «Классики» с нанесенными на нем цифрами; цветное полотно-парашют; полотно-сетка, фетровое панно со съёмными фетровыми элементами. В групповых комнатах имеется оснащение и оборудование для работы с детьми с ОВЗ: индивидуальная мебель, доска-режим, алгоритмы действий, развивающие модули, предназначенные для развития внимания, памяти, образного и логического мышления, пространственного и цветового восприятия, развития сенсомоторных навыков, начальных математических представлений. Имеются тактильно-дидактические модули, ортопедические дорожки. В группах оборудованы полки с дидактическим набором игрушек для сенсорного развития. В каждой группе оборудованы уголки уединения. Музыкальный и спортивный залы имеют разнообразие оборудования, которые соответствуют настроению и потребностям ребенка в данный момент. Для работы в музыкальном зале используется компьютер, музыкальный центр, проектор, музыкальные игры и инструменты. Спортивный зал оборудован гимнастическими лестницами разнообразных форм, кубом для лазания, оздоровительными дорожками, спортивным инвентарём, канатом для лазания, тренажерами. На площадях внутри ДОУ оформлены развивающие зоны для уединения и работы с детьми с ОВЗ: коврограф, доска для рисования, библиотека, уголок русской избы. |
Сведения о педагогических работниках (кроме специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор, ассистент (помощник) |
Педагогических работников в ДОУ – 61 С детьми с ОВЗ работает 50 педагогов (кроме специалистов ППС: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,) 40 педагогических работников имеют удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца за последние 3 года |
Служба психолого-педагогического сопровождения |
Педагог-психолог-2, учитель-логопед- 5, учитель-дефектолог-2. Всего 9 специалистов ППС, работающих в ДОУ 2 ассистента, оказывающих техническую помощь обучающимся Согласно штатному расписанию -11,98 ставок специалистов ППС, реально работающих человек - 8 Формы психолого-педагогического сопровождения: *Сопровождение-наблюдение; *Психодиагностика эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной, коммуникативной, познавательной сферы; *Рассмотрение работы с каждым обучающимся как с отдельным случаем (работа со случаем); *Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения воспитанника в образовательной организации; *Коррекционно-развивающие занятия по преодолению трудностей социализации; *Организация консультирования. Служба психолого-педагогического сопровождения в МБДОУ |